Позади Европы всей.
Российский рынок тепловых насосов до сих пор «ходит пешком под стол»

Несмотря на повсеместные декларации о необходимости снижения энергоемкости отечественной экономики, одна из наиболее эффективных «зеленых» технологий по-прежнему, мягко говоря, слабо востребована. Массовое внедрение тепловых насосов тормозят низкая цена на газ и отсутствие стимулирования заказчика со стороны государства.

По самым оптимистичным прогнозам бум на тепловые насосы стране если и «светит», то не раньше 2020 года. Пока же игрокам на этом рынке (не менее 25 европейских компаний и отечественные «кустари») приходится довольствоваться малым. По разным оценкам ежегодно в России устанавливается 300-400 приборов в год. Для сравнения: в Европе это значение уже перевалило за 500 тысяч и к 2015 году должно преодолеть рубеж в миллион приборов.

В Германии более 50% новых систем отопления проектируются и реализуются на основе тепловых насосов.
В Швеции такой процент уже давно больше 90.

Даже в соседней Украине, несмотря на относительно дешевый газ, о технологии знают гораздо больше, – рассказывает руководитель отдела «Тепловые насосы» российского представительства немецкой компании «StiebelEltron» Сергей Визиров.

Собеседник «GreenEvolution» неспроста упомянул о дешевом газе. Именно его низкая стоимость в России является основным тормозом к распространению технологии. В Европе стоимость тепла, вырабатываемого газовым котлом, превышает аналогичные затраты при использовании теплового насоса. В России же, за счет низкой цены на магистральный газ ситуация обратная.  Поэтому тепловые насосы по большей части устанавливаются в коттеджах, до которых газ не доведен.

Еще один сдерживающий фактор развития технологии – не желание чиновников заниматься инновациями на деле, а не на бумаге, – считает Сергей Визиров. – Принимаемые законы хороши на словах. Все понимают, что энергоэффективность – это хорошо, но никакой конкретики нет, не говоря уже о стимулировании заказчика.

Впрочем, даже в отсутствии механизма мотиваций  «StiebelEltron» в последние пять лет растет, опережая рынок.

В 2011 году компания увеличила объем продаж тепловых наосов в сравнении с предыдущим годом на 85%. Пока основной прирост происходит за счет частных домовладений, но к технологии присматривается и бизнес. В частности теплонасосные установки начало внедрять на своих объектах ОАО «РЖД». В прошлом году технологию опробовали на станции Бекасово, что позволило снизить потребление энергоресурсов почти в пять раз и на две трети уменьшить затраты на отопление и горячее водоснабжение. По словам Визирова, установка мощностью в 180 кВт обошлась компании в сумму порядка 8 миллионов рублей. Согласно расчетам, срок окупаемости пилотного проекта составляет 7 лет.

Также в багаже «StiebelEltron» оснастка тепловыми насосами очистных сооружений Тобольска, проекта «Дом-Куб» в Сколково, АЗК компании «Лукойл», детского сада в Омске, малоэтажных энергоэффективных домов в Костроме и Оренбурге. Но, пожалуй, самым колоритным объектом можно считать Знаменский женский монастырь, расположенный в городе Гороховец, Владимирской области. Теплоустановка мощностью 70 кВт «привела» тепло в храм и гостевые кельи.

Однако все это частности, которые пока никак нельзя назвать прорывом.  Особенно если вспомнить суммарный объем рынка (300-400 приборов в год). Сергей Визиров, реально оценивая положение дел, не считает, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится.

Рынок будет наращивать объемы, но до бума еще далеко. Сейчас у нас мода на газовые котлы, а тепловые насосы если и пойдут в массы, то году к 2020. В лучшем случае.

Между тем, тепловые насосы позволяют не только генерировать тепло, но и работать в режиме охлаждения.

Поначалу большинство заказчиков пытались сэкономить несколько десятков тысяч рублей на этой функции, но сейчас порядка 50% тепловых насосов в стране устанавливаются с этой опцией. Помимо комфорта это позволяет сбросить порядка двух лет со срока окупаемости. Однако подавляющему большинству девелоперов, проектировщиков, архитекторов - от этого ни холодно, ни жарко.

Очевидно, что интерес к технологии сам по себе (даже при том, что цена на магистральный газ за последние четыре года уже возросла в 4 раза) не проснется. Изменить уклад может реализация серьезного проекта с использованием тепловых насосов, который послужит примером для остальных. И такой проект – восьмиэтажное офисное здание – в ближайшее время начнет возводиться. Но все же самым действенным стимулом может стать изменение государственной политики в области энергоэффективности: налоговые льготы, субсидии, частичная компенсация процентных ставок по кредитам и прочее. Только в этом случае заказчик сможет повернуться лицом к технологии и стать локомотивом инновации.